Андрей Смирнов
Время чтения: ~37 мин.
Просмотров: 23

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом (стр. 1 )

Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

Диабет бывает:

  • 1 типа – предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

  • ожирение;
  • отягощенная наследственность.

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

Основные моменты:

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом

Сахарный диабет — острейшая медико-социальная проблема национальных систем здравоохранения практически всех стран мира.

     Миллионы людей России страдают этим стремительно прогрессирующим заболеванием. Каждые 12 — 15 лет число больных диабетом удваивается.

     Основной задачей Школы является обучение больных сахарным диабетом методом самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.

     Не вызывает сомнения тот факт, что без заинтересованного и грамотного участия пациентов в своем лечении достижение хорошей и длительной компенсации сахарного диабета является нереальным. Поэтому обучение пациентов самоконтролю заболевания, включающему не только самостоятельное определение в домашних условиях уровня сахара крови, но и умение изменять в соответствии с полученными показателями проводимое лечение, становится сегодня одним из важнейших звеньев лечения диабета.

Занятие 1.Что такое сахарный диабет? Самоконтроль гликемии.

Занятие 2. Питание при сахарном диабете 1 и 2 типа. Калорийность пищи. Хлебные единицы.

Занятие 3. Поздние и острые осложнения сахарного диабета.

Занятие 4. Инсулинотерпия.

Занятие 5. Самоконтроль сахарного диабета 

Занятие 1. Что такое сахарный диабет

    Сахарный диабет (СД) — это нарушение обмена веществ, при котором не происходит нормального усвоения клетками организма сахара (глюкозы) из крови. Суть этого сводится к одному, самому важному — у человека хронически повышается сахар в крови. Значит, если добиться, чтобы сахар не повышался, то заболевания как бы не будет, точнее, не будет опасных последствий этого, т. е. диабетических осложнений.     Глюкоза является основным источником энергии, универсальным топливом для наших клеток, и которая сгорая обеспечивает нормальную функцию мозга, печени, сердца и мышц, особенно при дополнительных нагрузках. А для того чтобы сахар попал в клетки, нужен инсулин.     Инсулин — это белковый гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, именно он доставляет глюкозу в клетку для удовлетворения ее потребностей, т.е. инсулин является ключом, который должен открыть дверь в дом, чтобы туда попало топливо для печи.— Не натопишь дом -тепла не будет. Если нет инсулина (нет ключа) , то сахар в клетку попасть не может, хотя его и много в крови.      Абсолютный недостаток инсулина бывает при 1 типе СД. При 2 типе СД инсулин есть, его может быть больше, чем нужно, но он не работает — т.е. ключ изломан или, чаще клетки его не воспринимают (сломан замок).

Давайте разберемся, что же происходит в организме здорового человека и что нужно делать больному, чтобы добиться компенсации.      У здорового человека поджелудочная железа и печень под контролем головного мозга автоматически поддерживают уровень сахара крови в пределах нормы. Когда он что-то съест -пища переваривается в желудке и кишечнике — расщепляется до простых компонентов и поступает в кровь. Появление в крови глюкозы сразу же замечается головным мозгом, т.е. он определяет конкретное ее содержание, дает приказ поджелудочной железе выделить инсулин (именно столько сколько нужно) и инсулин поступает в кровь. Глюкоза поступает из крови в клетки в зависимости от потребностей, а излишки запасаются в печени в виде гликогена. Если много глюкозы и после этого остается в крови, то она перерабатывается в жир, но в крови ее уровень никогда не превысит нормы, сколько бы человек не съел.      У больного автоматическая регулировка сломана, а раз автопилот отказал, значит управление человек должен взять в свои руки.       Значит Вы сами должны определять сахар в крови, а затем думать, сколько же сделать инсулина.Сахар в крови повышается много раз в день. Поэтому и определять его желательно тоже несколько раз в день, чтобы полностью заменить сломанный механизм. Абсолютно недопустимо, да и просто бесполезно, больному 1 типом сахарного диабета измерять сахар крови один раз месяц и, тем более, один раз в три месяца в поликлинике.

 Гипергликемия — высокий сахар в крови.

Симптомы и что происходит- сухость во рту, сухость кожи, слизистых. Организм старается разбавить густую сладкую кровь, вода из клеток переходит в сосуды- жажда обезвоженным клеткам нужна жидкость- учащенное и обильное мочеиспускание сахар не может «высыпаться» — почки вместе с глюкозой выводят воду (1 грамм — 15 мл ), чем усугубляется обезвоживание- зуд кожи и слизистых раздражаются нервные рецепторы из — за недостатка жидкости- постоянная слабость и чувство голода даже после еды клетки испытывают недостаток энергии, голодают- снижение веса при хорошем аппетите разрушение собственных клеток- запах ацетона изо рта и от мочи — кетоацидоз клетки в качестве топлива начинают использовать собственные белки и жиры, сжигают самих себя — продукт обмена жиров — ацетон-долго незаживающие раны на сладкой среде быстрее размножаются бактерии-в тяжелых случаях — потеря сознания, кома общее истощение и отравление организма

Причины гипергликемии

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2345

ПожаловатьсяПодпишитесь на рассылку:

    Изучение кинетики гидролиза сахарозы в присутствии бромистоводородной кислотыКомплекс физических упражнений при сахарном диабете с проявлениями макроангиопатийСахарный диабетРекомендации по уходу за посевами сахарной свеклыКурение и сахарный диабетСитуация на рынке сахараСовременные приборы для самоконтроля уровня сахара кровиСовершенствование процессов использования побочных продуктов уборки и переработки корнеплодов сахарной свеклыКак жить с сахарным диабетомЭкспериментально-теоретическое обоснование состава и технологии оригинальных лекарственных форм для коррекции сахарного диабета и его осложнений при метаболическом синдромеСахарная мастикаОписание и характеристика натуральных сахарозаменителей
    Диагностика и коррекция психологического здоровья детей дошкольного возрастаРодительское собрание на тему: «Понятие физического, психического и духовного здоровья, их взаимосвязь»Проблемы здоровья и экологииПроблема здоровья человека. Пути их решения. Реферат по экологииЧеловек и его здоровье: биохимические основы жизнедеятельностиЗначение витаминов, минеральных веществ и микроэлементов для здоровья человекаИсследование влияния биодобавок на здоровье школьников младших классовНаучно – исследовательская работа по физике «Электромагнитное излучение и его влияние на здоровье человека»Негативное воздействие продолжительных по времени компьютерных игр на здоровье ребенкаHow to keep fit (Как сохранить здоровье). Конспект урока по английскому языку

Проекты по теме:

Поиск Вики Архив Мир Дети НаукаЗдоровье Рабочие программыМедицинаБолезниШкола

Педагогика Практика Анализы учебных пособий • Аттестационная подготовка • Дистанционное образование • Контрольные • Курсовые • Методическая деятельность • Методические рекомендации • Научно-практические конференции • Образовательная деятельность • Образовательные программы • Общеобразовательные программы • Отчеты по практике • Педагогические программы • Практические работы • Программы обучения • Промежуточная аттестация • Расписания занятий • Студенческие конкурсы • Творческие работы и конкурсы • Учебная литература • Учебные дисциплины • Учебные планы • Учебные пособия • Учебные программы • Учебно-методические комплексы • Внеурочная деятельность • Воспитательная работа Мотивация ребенка к чтению • Как сохранить интерес • Приемы стимулирования • Интерес у младших школьников через наглядность • На уроках географии • Компьютерные технологии на уроках географии • На уроках биологии» • К математике • Падение интереса к чтению • Карандаши • Ребенок не хочет рисовать Активизация на уроках математики • физики • чтения • русского языка и литературы а также: • технологии с использованием ИКТ • по формированию вычислительных навыков • путем формирования у них стойких познавательных интересов • познавательной деятельности • с использованием ИКТ Зоркость орфографическая зоркость на уроках русского языка • у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка • еще статья • у учащихся начальных классов • на уроках русского языка в 5-х классах ВУЗы Российские ВУЗы • Публикации Подготовка Воспитательная работа • Вступительные испытания • Экзамены по педагогике Педагоги Педагоги-психологи • Кадры в педагогике • Классные руководители Образование Дошкольное • Детское дополнительное • Начальные классы • Среднее • Высшее • Полное • Заочное обучение Педсовет Идеи, методики • «Подводим итоги года» • Образование и здоровьесберегающие технологии • Экология и дети • Особенности учащихся • Традиции и новаторство • Мотивация • Психологический комфорт школьника • Проектная деятельность • Современный урок • Деловая игра • «Интерес к познанию — основа обучения Деятельность классного руководителя Методические рекомендации • Аналитическая деятельность • Оценка по ОБЖ • Критерии оценки • Планирование • Организация • Родители • Правовое воспитание и ОБЖ • Нравственные ценности старшеклассников • Развитие творческой личности Архивные файлы ВоспитаниеВоспитанник • Воспитанница • Воспитанность • Воспитатель • Воспитательница • Перевоспитание • Лекция • Техникум • Аспирантуры • Стипендия • Педсовет • Колледж • Учебник • Аспирант • Преподаватель • Диплом • Педагоги-психологи • Академия • Магистратура • Семестр • Лекции • Обучение • Педагог • Урок • Школа • Экзамен • Студент • Воспитатель • Гимназия • Абитуриент • Воспитанник • Педагогика Вконтакте Ленты анонсов: Рабочие программыПедагогические программы

Школа здоровья «Сахарный диабет»

Цель школы:  Помощь пациентов в управлении своими заболеваниями, дать понятие  о сахарном диабете и бороться  с болезнью. Повысить интерес к жизни.

Сахарный диабет — хроническая заболевание, при котором поджелудечная железа  не вырабатывает достаточно инсулина, или организм не эффективно использует вырабатываемый железой инсулин. Это проводит к повышенному  уровню содержания  глюкозы  в крови.  Выделяют два типа  сахарного  диабета.

Сахарный диабет І типа – развивается в раннем возрасте: у детей, подростков  и молодых людей с резко пониженной выроботкой инсулина.

Сахарный диабет ІІ типа – чаще  появляется в зрелом  возрасте, после 40 лет, когда  в организме ослабевает  воспримчивость  клеток  к инсулину  и его  недостаточно для   нормализации сахара  в крови.

Факторы риска  развития сахарного диабета:

  • Нерациональное питание;
  • Малоподвижный  образ жизни;
  • Избыточный вес;
  • Острые стрессовые состояния, длительное напряжения;
  • Родственники первой линии с сахарным диабетом;
  • Сердечно – сосудистые заболевания: артериальная гипертония;
  • ишемическая болезнь сердца, атеросклероз;
  • Заболевания поджелучной железы (панкреатин, рак)

Продукты по своей колоритности могут быть разделены на 3  основные  группы:

Высококалорийная пища: Жир – (масло, растительная масло, сыр высокой жирности, мясо «рыба с высоким содержанием  жира, консервированные или  жареные мясо», рыба, картофель, фри, соусы, орехи.)

Алкоголь –( крепкие алкогольные напитки, вино и пиво). Сладости – (кексы, шоколад, мед).

Пища средней колоритности: Углеводы – ( хлеб, картофель, рис, фрукты, содержащие сахар, безалкогольный напитки). Белки – (постное мясо, рыба и сыр с жирности, яйцо, молоко и молочные продукты).

Низкая (бедная) пища:  Овощи, ягоды, диетический напитки и подсластители (кроме фруктозы и сарбитола, чай , кофе).

Основные принципы:

  1. Прием пищи в определенные  часы -4-5-6 раз в день
  2. Прием в течении для основной части легкоусвояемых углеводов и в вечером – легких  белком, боғатых сложенными углеводами.
  3. При каждом приеме  пищи  равномерное потреблении пищи  содержающий простые  и сложные углеводы.
  4. Умеренное потребление белковых продуктов

Сахарный диабет – это, прежде  всего, особый образ жизни, при  соблюдении которого можно снизить  риск возникновения осложнений до нуля и длительно сохранять  высокий уровень качества жизни. 

Школа здоровья «Артериальная гипертония»

Цель школы здоровья АГ:  обучение населения навыкам  здорового  образа жизни, проведение пропаганды  профилактики  и выработки  способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению  поведенческих  факторов риска  развития заболеваний, повышение  компетентности в вопросах, от которых  зависит их здоровье, и обучить  навыкам самостоятельно  менять свою жизнь и окружающие его условия.

Девиз школы:  «Физическая  активность – основа  здорового  образа жизни»

Артериальное давление – хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы, проявляющееся  повышением цифр  артериального давления выше 140/90 мм ртутного столба.  Гипертоническая  болезнь – сложное  заболевание, в основе  которого лежит сочетание многих факторов. Это так  называемые  факторы  риска,  которые можно  разделить на неизменяемые  и  изменяемые.

Неизменяемые факторы риска:

  • Наследственность (указание на наличие у кровных  родственников  гипертонической  болезни).
  • Возраст (у лиц старше 50 лет вероятность возникновения  ГБ значительно возрастает).

К  изменяемым  факторам риска, связанным с  образом  жизни, относятся:

  •  Избыточная масса тела.
  • Повышенное  потребление  поваренной  соли (более 5-6 г в сутки).
  • Курение.
  • Злоупотребление алкоголем.
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Длительное употребление  определенных  гормональных  препаратов.

 

Основные клинические  проявления

Симптомы органных поражений:

  • головной мозг и глаза: головные боли, головокружение, мелькание мушек перед глазами, снижения зрения, приступы внезапных  кратковременных  потерь сознания,  нарушения чувствительности и двигательной функции;
  • сердце: сердцебиение, боль в грудной клетке, одышка, отеки  ног;
  • почки: жажда, увелечение или уменбшение  количество  выделяемой  мочи,  появление  в поче  белка, элементов крови.
  • периферические артерии:  зябкость конечностей, боли в  икроножных мышцах при ходьбе

Дневник  больного  гипертонической  болезнью

Дата Время суток АД Пульс Принятие лекарства, вид, доза, крат-ность  приема Примечание
           

 

В своем  дневнике  пациент  должен  записывать  значения АД и пульса, как минимум, 3 раза в день: утром после  пробуждения,  днем и в конце  дня; указывать,  какое и когда  принял  лекарство, а  также, если возможно,  записать запущенные  погрешности в диете, имевшие место стрессовые ситуации, метеофакторы, т.е. все, что  может  повлиять  на уровень  артериального  давления.

С помощью дневника пациента врач сможет  определить факторы, отрицательно влияющие на АД с тем, чтобы  дать ему  правильный совет,  а самое главное  — правильно  подобрать  лекарство,  которое будет «держать» его  давление в течение суток  на оптимальном  уровне, ибо резкие   колебания артериального  давления  еще более вредны  для сосудов, чес стабильно высокое АД.

Рекомендации  по изменению  образа  жизни у больных   АГ

Мероприятия Рекомендации
Снижения массы тела Поддерживать нормальную массу тела

(ИМТ= 18,5 -24,9 кг/м2)

Диета Диета, богатая фруктами, овощами,  продукты с пониженным содержанием общего  количевство жиров и насыщенных жиров
Ограничение потребления соли Потребление соли не должно превышать 100100мэкВ/л  (2,4г натрия или 6г хлорида натрия)
Физическая активность Регулярные физические  нагрузки: быстрая ходьба не менее 30 мин в день

Диета  при артериальной гипертонии 

Диета для больных АГ  должна быть  полноценной,  сбалансированной,  содержать дастоточное  количество  белков,  жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов.  В диете следует  значительно  ограничивать  потребление   поваренной соли, азотистых экстративных  веществ, а  также уменьшить   содержание   животных жиров и легко  всасываемых  углеводов.  Рацион должен быть обогащен  солями  калия и магния,  витаминами С и Р и группы В,  растительными  маслами,  липотропными  веществами,   клеточными  оболочками и  продуктами  моря,  содержащими в себе   различные минеральные  вещества  и микроэлементы, в том  числе  и   органический  йод,  витамины  группы  В.С  помощью диеты можно  влиять  на основные  факторы   риска развития АГ:  нарушение  водно-электролитного баланса,  дислипидемия и атеросклероз,  повышенная масса тела, неумеренное  потребление тонизирующих  напитков, алкоголя и никотина. 

 

 

Школа здоровья «Бронхиальная астма»

 

Бронхиальная астма — это хроническое инфекционно-аллергическое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется приступами одышки, затруднения дыхания и др.

При устранении аллергена и при адекватном лечении все симптомы проходят. Различают внешние и внутренние факторы, которые способствуют развитию астмы.

Аллергенами могут быть любые вещества: домашняя пыль, шерсть животных, продукты (мед, цитрусовые, специи и др.), плесень, пыльца растений, предметы бытовой химии, лекарства, табачный дым и др.

Факторы риска

Существует прямая зависимость от наследственного фактора. Т.е. если в семье кто-то из родственников имеет диагноз бронхиальная астма, то у детей вероятность заболеть астмой очень высока. Помимо этого существует такой фактор, как повышенная чувствительность дыхательных путей, т.е. состояние, при котором просвет бронхов сужается слишком легко или слишком мощно в ответ на аллергены. Так же важным фактором является половая принадлежность больного. В детском возрасте мальчики болеют бронхиальной астмой чаще чем девочки. Однако во взрослом возрасте распространенность бронхиальной астмы среди женщин выше, чем среди мужчин.

Факторы, которые вызывают обострение бронхиальной астмы

К таким факторам относят: воздействие физической нагрузки, холодного воздуха, раздражающих газов, изменения погоды, эмоциональные нагрузки и стрессы. они не могут стать причиной бронхиальной астмы, однако если такой диагноз поставлен, они могут приводить к возникновению приступов.

Зная факторы возникновения бронхиальной астмы, можно избежать этого недуга!

Причины

Причины увеличения распространенности астмы в детском возрасте многообразны. Имеет значение среда как внутри жилища, так и вне дома, в особенности это касается аэроаллергенов, в частности, домашнего клеща. Наличие большого количества насекомых, например, зеленых мотыльков или тараканов, также может иметь отношение к астме. Важной причиной является климат, поскольку количество аллергенов тесно связано с климатической характеристикой местности: влажный и теплый климат благоприятствует размножению клещей и плесени.

Профилактика

Из питания бронхиальной астмой должны быть исключены пищевые продукты, являющиеся причиной болезни. Важным фактором профилактики лекарственной аллергии является полное исключение из применения лекарственных препаратов, использование которых вызывает приступы удушья или другие аллергические проявления.

Следует проводить ежедневную влажную уборку, устранить из жилых помещений ковры, мягкую мебель, ковровые дорожки. Книги должны находиться в застекленных шкафах или полках. Целесообразно ограничить использование дома синтетических моющих средств, бытовых химических аэрозолей.

Не следует содержать в доме животных, птиц, аквариумы. У больных с выявленной сенсибилизацией к аллергенам пера птиц рекомендуется в качестве набивного материала в подушках использовать синтепон или аналогичные материалы.

Дети, больные бронхиальной астмой, нуждаются в постоянном для контроля над течением заболевания и оценки эффективности проводимой терапии.

Регулярность наблюдения зависит от тяжести периода заболевания.

Школа здоровья «Ишемическая болезнь сердца»

           

           

Цель школы здоровья ИБС :  обучение населения навыкам  здорового  образа жизни, проведение пропаганды  профилактики  и выработки  способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению  поведенческих  факторов риска  развития заболеваний, повышение  компетентности в вопросах, от которых  зависит их здоровье, и обучить  навыкам самостоятельно  менять свою жизнь и окружающие его условия.

Девиз школы:  «Физическая  активность – основа  здорового  образа жизни»

Ишемическая болезнь сердца —  хроническое (долгосрочное, продолжающееся), постоянно  прогрессирующее  заболевание сердца. Она включает  в себя   такие  формы,  как  стенокардия,  аритмии,  сердечная  недостаточность,  инфаркт  миокарда и др.

Симптомы ишемической болезни сердца:

Приступы  боли за грудиной (стенокардия). Приступы  загрудинной боли  воспринимаются  одними больными  как дискомфорт, другими – как давящая, сжимающая или жгущая  боль (иногда она расценивается или как изжога). Характерным  симптомом ишемической болезни сердца,  когда боль «отдается» в левое  плечо  или левую руку.  Боль может «отдавать » также в шею, и на правую сторону в плечу и  руку, в межлопаточное пространство.

  •     Быстрая  утомляемость и мышечная слабость.
  •      Чувство нехватки воздуха.
  •     Одышка при физической нагрузке  и ощущение  сердцебиения.
  •     Появление отеков  на стопах  и голенях к концу дня.
  •     Возможно – тошнота и  снижение аппетита.

Каждый должен придерживаться следующих мер  снижения риска возникновения  сердечных  заболеваний:

Придержитесь здорового питания это важнейшая ступень снижения риска.

Регулярно занимайтесь физическими  упражнениями:  это  снизит  риск   возникновения заболевания.  Упражнения  укрепляют  сердце, помогают  ему  более  эффективно работать.

Бросайте курить

Контролируйте уровень  холестерина и сахара в крови.

Следите за своим весом. Избыточная масса тела, а тем более ожирение способствует  развитию  ишемической болезни сердце.

Старайтесь избегать стрессов.

Контролируйте кровяное давление.  Повышение давления создает  серьезную  нагрузку на сердце.

Регулярно проходите профилактические  осмотры.

БЕРЕГИТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ И ЖИВИТЕ ДОЛГО!

Школа «Будущая мама»

  1. Общая часть

1.1. Школа “Будущая мама” (далее — школа) организуется на базе поликлиники.

1.2. В школе применяется очно-заочный метод обучения комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимается врач и медицинская сестра. В гигиеническом обучении используются методы устной, печатной, наглядной пропаганды.

1.3. В основу школы заложены следующие концептуальные направления:

— здоровье ребенка зависит от здорового образа жизни будущей матери и лиц, ее окружающих;

— мать, как носительница нового качества жизни является партнером врача  и несет перед будущим ребенком огромную ответственность за его нравственное и физическое здоровье;

— необходимость возрождения святости детства, материнства, формирование ответственности за благополучие ребенка и семьи в которой он растет, через заботу о здоровье нравственном, физическом, социальном;

— формирование здоровья ребенка начинается с внутриутробного периода.

1.4. В школе проводится гигиеническое обучение и воспитание беременных женщин и членов ее семьи.

1.5. Учебный план занятий в школе и график работы утверждает главный врач.

1.6. Руководителем школы является главная м/с поликлиники.

  1. Задачи школы

2.1. Налаживание контакта с будущей мамой и членами ее семьи.

2.2. Предоставление необходимой информации о порядке  и режиме работы поликлиники, контактных телефонах.

2.3. Дать будущей маме  основы здорового образа жизни, научить правилам личной гигиены и объяснить важность ее соблюдения.

2.4. Обучить основным правилам ухода за новорожденными и по личной профилактике гнойно-септических инфекций.

2.5. Повысить уровень знаний по вопросам профилактики инфекционных заболеваний (респираторных  инфекций, острых кишечных  заболеваний и др.), объяснить основные принципы специфической и неспецифической профилактики.

2.6. Дать основной минимум сведений об анатомо-физиологических особенностях новорожденного ребенка.

2.7. Предоставить необходимые знания по правилам и преимуществу грудного вскармливания.

2.8. Обучить будущую маму основным принципам оказания неотложной медицинской помощи больному ребенку, перечислить случаи, при которых необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.

2.9. Дать рекомендации по формированию аптечки новорожденного, необходимым лекарственным средствам и средствами ухода за больным ребенком. ——

2.10. Выяснить уровень знаний будущей мамы по вышеуказанным вопросам, особенно с первородящими мамами, у которых нет опыта ухода за ребенком.

2.11. При выявлении беременных, у которых ранее были случаи смерти детей от синдрома внезапной смерти новорожденного, пригласить для личной встречи с участковым врачом-педиатром, на которой беременной будет предоставлена необходимая информация о профилактике СВС, рекомендовано посетить врача-генетика и т.п.

2.12. Информировать будущих мам о профилактике травматизма среди детей.

2.13. В результате проводимой работы достичь:

— снижение уровня заболеваемости ОКЗ, гнойно-септическими заболеваниями, респираторными инфекциями и т.д.;

— недопущение случаев смерти детей первого года жизни от управляемых причин;

— повысить уровень информирования родителей по вопросам деятельности поликлиники, порядку оказания медицинской помощи;

— увеличение числа детей находящихся на грудном вскармливании;

— обеспечить необходимый охват профилактическими прививками детей до 1 года, снижение числа отказов от прививок;

— снижение числа вызовов скорой медицинской помощи.

  1. Порядок работы школы

3.1. Направление беременных женщин осуществляет территориальная женская консультация.

3.2. Занятия в школе проходят с периодичностью 1 раз в неделю (по необходимости частота занятий может увеличиваться).

3.3. При желании будущие мамы могут самостоятельно обратиться в кабинет профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет за получением дополнительной информации по интересующим ее вопросам.

3.4. Школа работает согласно утвержденному учебному плану занятий, при необходимости внесения возникших актуальных тем учебный план дополняется.

3.5. Рекомендации будущей маме выдаются в виде памяток, брошюр и т.п., также предоставляется список необходимой литературы для самостоятельного изучения.

3.6. По окончанию занятий в школе, беременные женщины заполняют анкету-отзыв о работе школы, которая в последствие анализируется руководителем для принятия организационных выводов.

3.7. Учет посещений ведется в журнале ——

  1. Оснащение школы «Будущая школа»

ПРОГРАММА

школы “Будущая мама”

Занятие № 1

Тема: Уход за новорожденным.

Цель: Дать начальные сведения о новорожденном, правилами ухода за ним, а также сформировать понимание важности данного вопроса, отработать практические навыки ухода.

Продолжительность: 1 час

План:

  1. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при уходе за малышом.
  2. Подготовка комнаты и приданного для новорожденного.
  3. Правила личной гигиены матери при уходе за новорожденным, профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.
  4. Предметы ухода за новорожденным.
  5. Практическая часть:

— отработка практических навыков;

— вопросы-ответы.

Занятие № 2

Тема:  Рациональное вскармливание ребенка.

Цель: Сформировать понимание важности грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка.

Продолжительность: 1 час

План:

  1. Преимущества грудного вскармливания.
  2. Принципы грудного вскармливания.
  3. Правила  кормления грудью.
  4. Профилактика гипогалактии, мастита и т.п.
  5. Практическая часть:

— отработка практических навыков;

— вопросы-ответы.

Занятие № 3

Тема:   Воспитание новорожденного ребенка.

Цель:  Довести до сознания родителей, что основой воспитания является режим его жизни, обучить основным принципам закаливания, гимнастики, массажа.

Продолжительность: 1 час

План:

  1. Режим дня и его роль в формировании физического и психического здоровья ребенка.
  2. Значение закаливания, основные принципы, средства закаливания.
  3. Гимнастика и массаж в профилактике различных заболеваний ребенка.
  4. Профилактика травматизма, СВС.
  5. Практическая часть:

— отработка практических навыков;

— вопросы-ответы.

Занятие № 4

Тема: Профилактика — как основной метод предупреждения заболеваний.

Цель: Сформировать у  беременных понятие о специфической и неспецифической профилактики заболеваний, ознакомить с организацией работы учреждения.

Продолжительность: 1 час

План:

  1. Профилактические прививки как метод специфической профилактики инфекционных заболеваний.
  2. Профилактика респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний (причины возникновения, признаки, меры профилактики, пути передачи).
  3. Профилактика рахита, анемии (причины возникновения, признаки, меры профилактики).
  4. Организация медицинской помощи детям раннего возраста в поликлинике (режим работы, контактные телефоны, информация о работе кабинета профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет, порядок вызова СМП, врача на дом, сроки посещения поликлиники до 1 года).
  5. Информация о работе школы “Молодая семья”.
  6. Практическая часть:

— вопросы-ответы

— предоставление памяток, брошюр по изложенному материалу

— анкетирование

Все материалы разработаны совместно с РДА.

  • Сахарный диабет 1 типа

    В краткой и познавательной форме вы узнаете, что такое инсулин и как он действует, можно ли заниматься спортом и принимать алкоголь при диабете 1 типа, какие существуют виды инсулина, как предотвратить осложнения и самостоятельно контролировать состояние здоровья

    Показать статьи

  • Сахарный диабет 2 типа

    Узнайте больше о диабете 2 типа из нашей специальной подборки уроков. Как правильно питаться, какие существуют виды сахароснижающих препаратов? Правда ли, что диабетом 2 типа болеют только пожилые люди? Как поддерживать состояние своего здоровья и нужно ли заниматься спортом?

    Показать статьи

  • Вебинары

    Ведущие эксперты эндокринологии в он-лайн формате расскажут Вам об особенностях сахарного диабета 1 и 2 типа Показать статьи

  • Игра «Идеальная тарелка»

    Игра «Идеальная тарелка» поможет вам легко составить разнообразное ежедневное меню. Также вы научитесь легко считать количество потребляемых хлебных единиц, что является необходимым условием для правильного расчета дозы вводимого инсулина.

.

Школа для больных сахарным диабетом

Школа для больных сахарным диабетом открыта с целью обеспечения больных диабетом современными знаниями по вопросам профилактики и самоконтроля диабета. Школа располагает хорошо оснащенной материально-технической базой:

  • класс для занятий;
  • видеоаппаратура;
  • компьютерная техника;
  • библиотека , имеющая литературу по вопросам диабетологии;
  • методические пособия;
  • средства самоконтроля.

Основные направления работы:

  • по социально-психологической адаптации к своему заболеванию;
  • по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете;
  • по обучению лечебной физкультуре.

^

Очень важным является начальное обучение, которое должно быть проведено с пациентом и членами его семьи вскоре после установления диагноза сахарного диабета. Однако в этот период многие семьи находятся в состоянии шока и не способны воспринять большой объем информации. Поэтому начальное обучение должно включать только основную или необходимую для «выживания» информацию о сахарном диабете, инсулинотерапии, технике инъекций, измерении и допустимом уровне глюкозы в крови, а также информацию о гипогликемии и гипергликемии.

В течение последующих месяцев и лет необходимо проведение более полных обучающих программ. Занятия должны проводиться специалистами в области обучения больных методам лечения сахарного диабета и диетологами в соответствии с возрастом и степенью зрелости ребенка.

Возраст Управление заболеванием ^
0-2 года Нет понимания заболевания, однако возможно постепенное освоение простых навыков повседневной жизни Полная зависимость от родителей
2-4 года Ребенку тяжело понять, почему необходимо делать болезненные процедуры. Ребенку нужно объяснить, что инъекции инсулина — это лечение и что оно необходимо. Постепенно ребенка можно обучить тому, какие продукты можно есть и что такое гипогликемия. Ребенок может сам решать, какой пальчик подставить для прокола ^
5-7 лет Ребенок часто сам может проверить сахар крови и выбрать место для инъекции инсулина. Часто ребенок может сам распознать гипогликемию Эта группа детей нуждается в помощи взрослых в решении задач, связанных с заболеванием
8-12 лет Более старшие дети в этой возрастной группе обычно могут самостоятельно измерять сахар крови и делать инъекции инсулина. Родители должны помогать в интерпретации показателей сахара крови и, соответственно, в выборе дозы инсулина ^
13-17 лет ^ Постепенно подросток полностью берет ответственность за лечение на себя. Родители должны обеспечивать поддержку, помощь и советы

Обучение может проводиться индивидуально или в группах, дома или в поликлиниках. Обучение возможно также для членов семей, друзей и одноклассников.

^

Программа обучения должна включать следующие вопросы:

  • Этиология сахарного диабета (анатомия и физиология)
  • Типы инсулинов, действие инсулинов, правила хранения
  • Техника и методы инъекций
  • Измерение глюкозы крови, глюкометры
  • Диета
  • Изменение доз инсулина, связь между диетой, инсулином, физической нагрузкой и уровнем глюкозы крови
  • Гипогликемия
  • Гипергликемия
  • Управление диабетом во время сопутствующих заболеваний
  • Спорт
  • Алкоголь
  • Наркотики
  • Путешествия
  • Контрацептивы и будущая беременность
  • Осложнения сахарного диабета

Необходимо регулярно проверять понимание родителями и ребенком своего заболевания, а также связанных с ним навыков. Если замечены ошибки или пробелы в знаниях, то необходимо повторение обучения.

^

Как уже упоминалось выше, жизненно важно, чтобы процесс обучения проводился с учетом возраста и степени зрелости ребенка. Поэтому необходимо использовать ту терминологию, которую ребенок знает и понимает. Программа обучения должна проводиться в дружеской и спокойной атмосфере, чтобы ребенок и его родители чувствовали себя уютно и могли задавать вопросы.

^

Старшим детям в этой возрастной группе можно объяснять строение и функции внутренних органов с помощью игрушек или плакатов. Детей нужно спрашивать о том, что они знают о желудке, кишечнике, сердце и легких. Детям необходимо рассказывать, где вырабатывается инсулин и как он действует. С помощью картинок можно объяснить значение здоровой пищи и как выглядит человек во время гипогликемии. При демонстрации техники инъекций можно использовать куклу или мягкие игрушки, или делать инъекции родителям и преподавателям. Ребенка просят помочь при измерении уровня глюкозы преподавателю или родителям.

^

Дети этой возрастной группы способны играть более активную роль во время процесса обучения. В качестве материалов для обучения можно использовать слайды, плакаты, книги с картинками, видеофильмы, игры. В каждом случае необходимо, чтобы ребенок вместе с преподавателем обсудил основную идею, изображенную на картинке. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободно, задавали вопросы, могли обмениваться мыслями по обсуждаемым темам. Обучение практическим навыкам, таким как техника инъекции и измерения глюкозы крови, можно проводить так же, как и в группе детей более младшего возраста.

^

Подросткам, как и более младшим пациентам, необходимо преподавать базовую информацию о заболевании. Кроме того, дополнительно обсуждаются «подростковые» вопросы (вечеринки, спорт, нарушения режима питания и распорядка дня и др.). Обучение можно проводить индивидуально или в группах. В качестве обучающего материала можно использовать слайды, игры, в том числе и компьютерные, видеофильмы. Летний лагерь может быть идеальной возможностью для обучения и проверки практических навыков по управлению диабетом.

^

Сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, которые можно лечить, но нельзя полностью вылечить и как другие хронические неинфекционные заболевания представляет серьезную проблему для медицины всех стран вследствии большой распространенности, высокой инвалидизации трудоспособного населения, значительных экономических проблем. В настоящее время в мировой медицине общепризнано, что одним из самых прогрессивных подходов к решению этих проблем является организация системы обучения хронических больных самоконтролю заболевания. Развитие обучения в диабетологии послужило моделью для аналогичной работы в области других хронических заболеваний (Анциферов М.Б. и соавт., 1998).

^

Занятие 1. Понятие о сахарном диабете. Этиология, патогенез развития сахарного диабета. Типы СД (ИЗСД и ИНСД)

 ^2 типа, модификация пищевого поведения у пациентов с ожирением и СД.

Занятие 3. Понятие о хлебных единицах, калорийности и пищевой ценности продуктов питания. Расчет калоража питания.

Занятие 4. Специальные вопросы питания (сахарозаменители). Роль физических нагрузок при СД.

Занятие 5. Осложнения СД, профилактика диабетической стопы и других осложнений.

Занятие 6. Психологическая саморегуляция, самозащита при СД. Самоконтроль. Принципы самоконтроля.

1.     Повышение уровня знаний о диабете.

2.     Снижение частоты острых осложнений СД.

^

4.     Улучшение качества жизни.

Вопросы для оценки уровня знаний больных сахарным диабетом I типа.

^

а) сахар крови повышается

б) сахар крови остается без изменения

в) сахар крови понижается

^

а) пожилую женщину 70 лет

б) девочку 10 лет

Кто из них вероятнее всего, при заболевании диабетом будет вводить инсулин?

^

4.     Как можно установить, годен ли еще препарат инсулина?

5.     За сколько времени до еды нужно вводить инсулин короткого действия?

^

7.     Как рассчитать нормальный вес?

8.     Если вы смешиваете инсулины в одном шприце, в каком порядке нужно набирать их?

а). сначала инсулин короткого действия

б) последовательность не имеет значения

в) сначала инсулин продленного действия

г) точно не знаю

^

и после еды?

10   Укажите три важнейшие причины гипогликемии?

^

12. Как не нужно вводить инсулин?

а) подкожно

б) внутрикожно

в) внутримышечно

^

а) слишком много поели

б) ввели слишком мало инсулина

в) слишком мало двигались

г) съели сахар

^

 15. На каком среднем уровне сахара крови чаще всего находится почечный порог?

16. Чтобы оценить свое состояние за сутки, нужно определять сахар в крови или моче как минимум….(сколько) раз?

^

18. В каких случаях надо проверять мочу на ацетон?

19. В каком случае по определению сахара в моче ( при каком его значении) мы не можем судить о сахаре крови?

^

а) пемза

б)ножницы

в) лезвие

г) пилка для ногтей

^

22. Что такое одна хлебная единица и чему она равна?

^

а) сахарин б) фруктоза в) ксилит

24. Какими из перечисленных продуктов можно лечить гипогликемию?

а) хлеб б) помидоры в) сыр г) сахар

^

а) две луковицы б) половина банана в) два персика

26. Какой из перечисленных напитков можно пить без ограничения?

а) яблочный сок б)водка в) молоко г) минеральная вода

27. Какой из вышеперечисленных напитков может привести к гипогликемии?^

Задачи обучения:

  • дать общие знания по диабету
  • научить самоконтролю: изменить дозу инсулина, сахароснижающих средств в зависи- мости от гликемии, различных ситуаций (физическая активность, болезнь), плани- рованию питания
  • отработать практические навыки.

^

  • научить пациента с сахарным диабетом жить полноценной жизнью
  • добиться компенсации сахарного диабета за время занятий в привычных для пациента условиях (не в стационаре)
  • отработать дозу инсулина, сахароснижающих средств, подобрать комплекс физических упражнений
  • обследовать пациента у всех специалистов, провести клинические и биохимические анализы, выявить осложнения активно в ранних стадиях

^

  • для пациентов с сахарным диабетом I типа
  • для пациентов с сахарным диабетом II тип
  • для детей и подростков
  • для медицинских сестер
  • для врачей
  • для социальных работников

^

  • малые группы (семинары, практические занятия, деловая игра, видеокласс, реше- ние ситуационных задач)
  • индивидуальное обучение
  • проведение конкурсов с элементами обучения, викторин
  • заседание группы поддержки 1 раз в месяц с различной тематикой
  • деловая игра
  • совместный отдых с элементами обучения, обмена опытом
  • видеокласс

Эффективность обучения больных сахарным диабетом II типа:

Проанализированы показатели индекса массы тела, гликемии и суточной дозы до и после обучения у 10 больных в возрасте от 46 до 65 лет со стажем диабета от 3 до 10 лет. Снижение массы тела отмечено у 80% больных. В 20% случаев масса тела не изменилась. Улучшение показателей гликемии и соответственно снижение суточной дозы сахароснижа- ющих препаратов отмечено в 40% случаев. В 20% случае — отмена препарата. В 40% случаев — доза не изменилась. Source: medznate.ru Читайте такжеВид:

Молоко при сах диабетеПоказать подробнее
Панкреатит нет сахарный диабетПоказать подробнее
Можно ли избежать диабета 1 типаПоказать подробнее
Настойка на спирту при сахарном диабетеПоказать подробнее
Тест полоски диабет бесплатноПоказать подробнее
Диабет 1 типа и мясомПоказать подробнее
Вреден ли инсулин при диабете 2 типаПоказать подробнее
Каким медом лечат диабетПоказать подробнее
Какой сахар при сахарном диабете у беременныхПоказать подробнее
Ннпцто продукция от сахарного диабетаПоказать подробнее
Ксилит сахарный диабетПоказать подробнее
Алоэ лечение диабетаПоказать подробнее
Можно ли черную смородину при диабете 2 типаПоказать подробнее
Заболевание печени при диабете лечениеПоказать подробнее
Сахарный диабет от гормоновПоказать подробнее
Диабет 1 тип горький шоколадПоказать подробнее
Как сдавать анализ на скрытый сахарный диабетПоказать подробнее
Помпа для сахарного диабетаПоказать подробнее
Вредны ли гранаты при диабетеПоказать подробнее
Сколько меда в день при сахарном диабетеПоказать подробнееИспользуемые источники:

  • https://diabethelp.guru/about/obraz-zhizni/shkola-zdorovya.html
  • https://pandia.ru/text/81/326/33129.php
  • http://gabiya.ru/metodichka-rabotyi-v-shkolah-zdorovya-dlya-lits-s-faktorami-riska-arterialnaya-gipertoniya-saharnyiy-diabet-bronhialnaya-astma/
  • https://shkoladiabeta.ru/school/
  • https://diabet.glivec.su/princip-organizacii-shkoly-saharnogo-diabeta/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации